Пакет 3dsmax 6


         

Изменение типа вершины



Изменение типа вершины


Вершину можно преобразовать к другому типу. При этом изменяются параметры криволинейных сегментов либо эти сегменты становятся прямыми.
1. Выделите линию.
2. Щелкнув по кнопке



Настройка кривизны



Настройка кривизны


Работа с формами и сплайнами - это в основном настройка кривизны объектов. Регулирование кривизны зависит от положения вершин, которые задают кривизну ближайших к ним сегментов. Поскольку сегменты не могут изгибаться более чем на 2° за один шаг, число шагов в каждом сегменте определяет гладкость кривой.
Настраивать кривизну сегментов можно, сдвигая вершины, перемещая управляющие точки (control points) вершин или изменяя тип вершин: из вершин с изломом (corner type) исходят два прямолинейных сегмента, которые могут быть направлены под любым углом;  через вершины сглаженного типа (smooth type) проходят плавно изогнутые кривые, такие вершины не имеют настраиваемых параметров;  вершины типа Безье (Bezier type) обладают двумя зависимыми коллинеарны-ми управляющими векторами, влияющими на положение исходящих сегментов. Исключением являются концевые точки, которые имеют лишь один такой вектор;  вершины типа Безье с изломом (Bezier corner type) обладают двумя независимыми управляющими векторами (или одним, если это концевая вершина). Используйте такие вершины для создания резких углов между криволинейными сегментами.


На рис. 9.19 показаны вершины различных типов.

Настройка кривизны формы



Настройка кривизны формы


Настраивая параметры вершин, можно изменять кривизну формы.
1. Выделите форму с помощью инструмента Move.
2. Щелкнув по кнопке



Назначение первой вершины



Назначение первой вершины


Каждая форма имеет первую точку, которая расположена на одном из ее концов или где-то в середине, если форма замкнутая. Положение первой вершины необходимо знать для определения стартовой точки траектории движения или начальной точки траектории лофтинга.
Команда Make First (Сделать первой) позволяет выбрать, какая вершина формы будет первой.
1. Выделите форму.
2. Щелкнув по кнопке



Оконтуривание сплайна



Оконтуривание сплайна


Команда Outline (Контур) сдвигает под-объект сплайна на заданное расстояние от исходного сплайна и объединяет новый подобъект с исходным.
Создание контуров используется в архитектурном моделировании, чтобы придать стенам толщину. С помощью этой команды можно также придать толщину объектам вращения.
1. Выделите форму.
2. Щелкните по кнопке



Отсоединение сплайна



Отсоединение сплайна


Команда Detach (Отсоединить) - обратная к команде Attach (Присоединить). Она рассоединяет сегменты или сплайны с образованием раздельных форм.
1. Выделите форму.
2. Откройте панель Modify кнопкой



Содержание главы





Плавное выделение подобъектов



Плавное выделение подобъектов


Для того чтобы управлять интенсивностью действия команд редактирования, используется плавное выделение сплайновых подобъектов с помощью модификатора Edit Spline или внутри редактируемого сплайна. Плавное выделение не передается в стек модификаторов и не доступно при использовании Spline Select.
1. Примените модификатор Edit Spline или внутри редактируемого сплайна щелкните по кнопке



Подрезка формы



Подрезка формы


Команда Trim (Подрезать) удаляет часть формы, которая выступает за область пересечения сплайнов.
Команда Trim предъявляет те же требования, что и булевы операции: сплайны, с которыми проводится операция, должны быть частью одной и той же формы.
1. Выделите составной объект формы, в котором есть два или большее число перекрывающихся сплайнов, как показано на рис. 9.71.
2. Щелкнув по кнопке



Преобразование объекта формы в редактируемый сплайн



Преобразование объекта формы в редактируемый сплайн


Преобразование объекта формы в редактируемый сплайн сохраняет его текущие очертания. При этом изменяется ето внутреннее представление: вместо математически заданных параметров объекта получается набор явных описаний каждого подобъекта, из которых состоит целое (см. рис. 9.3). Информация о параметрах создания целого объекта и о примененных модификаторах теряется. При этом появляется возможность производить выделение на уровне подобъектов.

Применение к формам булевых операций



Применение к формам булевых операций


Булевы операции (boolean) со сплайнами объединяют перекрывающиеся подобъекты сплайнов с удалением частей в зависимости от того, как эти части перекрываются. Каждый подобъект сплайна при этом считается операндом (operand). Существуют следующие операции:



Применение модификаторов подобъектов формы



Применение модификаторов подобъектов формы


К модификаторам подобъекта формы относятся Spline Select и Edit Spline.
Модификатор Spline Select (Выделить сплайн) позволяет только лишь произвести выделение на уровне подобъектов. Его назначение состоит в том, чтобы сохранить параметры выделения и передать их дальше в стеке модификаторов. Все модификаторы выше Spline Select в стеке модификаторов будут применены лишь к выделению, полученному при использовании Spline Select.
Модификатор Edit Spline (Правка сплайна) позволяет выделять подобъекты и в то же время сохранять параметры правки подобъектов в отличие от преобразования объекта в Editable Spline. Модификатор Volume Select (Объемное выделение) преобразует форму в сетчатый объект, так что его лучше не использовать для редактирования форм.
1. Выделите объект.
2. Щелкнув по кнопке



Присоединение формы



Присоединение формы


Присоединение форм ведет к образованию объектов множественных форм, состоящих из множества сплайнов. Команду Attach можно применять на любом уровне.
1. Выделите форму (рис. 9.33).

Разбиение сплайна



Разбиение сплайна


Команда Break (Разбить) позволяет разрезать сплайн в точке вершины.
1. Выделите форму.
2. Щелкнув по кнопке



Редактирование форм



Редактирование форм


Формы (shapes) используются в основном в качестве исходной геометрии для трехмерных моделей при создании объемных заставок для телевидения, низкополигональных моделей для ЗD-игр, архитектурных и инженерных моделей, а также целевых объектов морфинга. Кроме того, они выступают в качестве траекторий движения в анимации и направляющих для распределения объектов в сценах (рис. 9.1). Для тонкой настройки форм используются преобразования, модификаторы или команды редактирования, примененные к выделенному подобъекту. Преобразования (transforms) в основном нужны для настройки кривизны формы, хотя иногда с их помощью удобно размещать подобъекты в форме. Модификаторы редко используются на уровне подобъектов. Чаще они применяются при работе с объектами после того, как формы отредактированы.

Редактирование форм



Редактирование форм


Формы можно редактировать на уровнях вершин, сегментов, сплайнов и целого объекта. При выборе уровня выделения команды редактирования, соответствующие этому уровню, становятся доступными в свитке Modify (рис. 9.31). Эти же команды доступны из выпадающих меню Toolsl и Tools2 (рис. 9.32).

С помощью форм переданы...



Рис. 9.1. С помощью форм переданы очертания яблока, стебля, семян и ядра



Подобъекты формы. Первая...



Рис. 9.2. Подобъекты формы. Первая вершина показана как квадрат


Вершина задает положение точки в пространстве с помощью XYZ-координат. Сегмент - прямая линия или кривая, соединяющая две вершины.
Сплайн - набор вершин и соединяющих их сегментов.
Подобъект можно выделить:  щелчком клавиши мыши;  выбрав область выделения;  выделив именованный набор подобъектов.


Кроме того, вы можете:  произвести выделение нескольких подобъектов, удерживая клавишу Ctrl;  снять выделение, удерживая клавишу Alt;  заблокировать или разблокировать выделение подобъектов;  инвертировать выделение подобъектов.


Чтобы выделить объект формы, когда вы находитесь на уровне подобъектов, примените модификатор подобъекта формы или преобразуйте объект в редактируемый сплайн (editable spline). Так же, как и в случае редактирования сеточных объектов, за вами остается выбор, какой из этих двух методов ипользовать.
Выделение подобъектов можно произвести в том случае, когда открыта панель Modify (Изменить) и задан уровень выделения подобъектов. Если включен режим выделения подобъектов, выделение объектов в окне проекции недоступно.
Редактируемые сплайны в действительности являются редактируемыми формами, а не каким-то специальным видом сплайнов. То же самое относится и к модификатору Edit Spline (Правка сплайна) - он является только модификатором форм и не может применяться к какому-либо иному типу объектов.



Щелкните правой кнопкой...



Рис. 9.3 Щелкните правой кнопкой мыши над объектом и выберите команду Convert To (Преобразовать в)


1. Выделите объект формы.
2. Щелкните правой кнопкой мыши по объекту.
3. В меню Transform (Преобразования) подведите курсор к строке Convert To (Преобразовать в). В выпадающем меню выберите команду Convert to: Editable Spline (Преобразовать в редактируемый сплайн) - см. рис. 9.4. Объект преобразуется в редактируемый сплайн (рис. 9.5).

Преобразование объекта в редактируемый сплайн



Рис. 9.4. Преобразование объекта в редактируемый сплайн



В панели Modify в окне...



Рис. 9.5. В панели Modify в окне стека модификаторов появляется надпись Editable Spline, заменяя исходный тип объекта. Ниже отображаются параметры сплайна


Можно также преобразовывать объекты форм, щелкнув правой кнопкой мыши по названию объекта в окне стека модификаторов и выбрав команду Convert to: Editable Spline (рис. 9.6).

Провести преобразование...



Рис. 9.6. Провести преобразование объекта можно также из стека модификаторов



Выберите из списка модификатор Select или Edit



Рис. 9.7. Выберите из списка модификатор Select или Edit



Тип модификатора появится...



Рис. 9.8. Тип модификатора появится над объектом в окне стека. Его параметры отображаются ниже



Выбор уровня выделения подобъектов в окне стека



Рис. 9.9. Выбор уровня выделения подобъектов в окне стека


5. Пометьте рамкой область выделения вокруг выбранных подобъектов, которые вы хотите выделить, или щелкайте по ним по очереди, удерживая клавишу Ctrl (рис. 9.10). Выделенные подобъекты станут красными. Если вы выделили вершины Безье, появятся управляющие векторы Безье (рис. 9.11).

Создание области выделения...



Рис. 9.10 Создание области выделения вокруг нескольких вершин кольца



Вершины после выделения...



Рис. 9.11 Вершины после выделения стали красными, и появились управляющие векторы Безье


Выбор уровня выделения...



Рис. 9.12. Выбор уровня выделения подобъектов для модификатора Spline Select в окне стека


5. Пометьте рамкой область выделения вокруг подобъектов, которые вы хотите выделить, или щелкайте по ним по очереди, удерживая клавишу Ctrl (см. рис. 9.13). Эти подобъекты станут красными. Если вы выделили вершины Безье, появятся метки Безье (рис. 9.14).

Создание области выделения вокруг сегментов кольца



Рис. 9.13 Создание области выделения вокруг сегментов кольца



Выделенные сегменты стали красными



Рис. 9.14 Выделенные сегменты стали красными


Щелкнув правой кнопкой...



Рис. 9.15. Щелкнув правой кнопкой мыши по форме, можно выбрать уровень выделения подобъектов



Выделена вершина в верхней части кольца



Рис. 9.16. Выделена вершина в верхней части кольца


2. Откройте свиток Soft Selection (Плавное выделение).
3. Установите флажок Use Soft Selection
(Использовать плавное выделение). Затем перейдите в поле Falloff (Спад), чтобы задать функцию спада выделения (рис. 9.17). По мере того как вы будете увеличивать параметр, подобъекты будут менять цвет от красного к оранжевому, желтому и синему. Красный означает наивысший уровень выделения, когда команды действуют на подобъект в полной мере, синий -наименьший уровень, когда действие команд становится нулевым (рис. 9.18).

Применение плавного...



Рис. 9.17. Применение плавного выделения к примыкающим вершинам



Степень плавного выделения показана цветом



Рис. 9.18. Степень плавного выделения показана цветом


4. Если вы желаете изменить форму кривой, задающей область выделения, измените параметры Pinch (Сужение) и Bubble (Вздутие). Примеры использования плавного выделения подробно описаны в следующем разделе.



Четыре типа вершин...



Рис. 9.19. Четыре типа вершин позволяют управлять кривизной сплайна

Простейший способ настройки параметров вершин Безье - перемещение их управляющих векторов с помощью инструмента Move (Переместить). Вы можете также изменять направление и величину управляющих векторов вершины Безье вручную, но инструмент Move позволяет сделать это точнее. Названные операции не применимы к вершинам сглаженного типа и к вершинам с изломом.



Выделение всех вершин ломаной линии



Рис. 9.20. Выделение всех вершин ломаной линии


4. Щелкните правой кнопкой мыши по выделенным точкам.
5. В контекстном меню Tools 1 выберите один из четырех типов вершин: с изломом, сглаженную, Безье или Безье с изломом. Чтобы получить плавные скругленные кривые, выберите вершины сглаженного типа (рис. 9.21). Произойдет преобразование кривых к новому типу, а прилегающие сегменты изменятся соответствующим образом (см. рис. 9.22).

Выберите тип вершин



Рис. 9.21. Выберите тип вершин в контекстном меню Tools1


Вид сегментов после...



Рис. 9.22. Вид сегментов после преобразования вершин к сглаженному типу


Чтобы получить плавные настраиваемые кривые, сначала преобразуйте вершины к сглаженному типу, а затем в вершины типа Безье (рис. 9.23).

Теперь управляющие...



Рис. 9.23. Теперь управляющие векторы Безье позволяют менять форму кривой



Вид объекта после выделения вершин



Рис. 9.24. Вид объекта после выделения вершин


5. Дополнительно вы можете расширить область редактирования, используя плавное выделение вершин.
6. Передвиньте вершины. При этом изменится длина и кривизна прилегающих сегментов (рис. 9.25). Если вы применяете плавное выделение к прилегающим вершинам, соответствующие области также подвергнутся деформации (рис. 9.26).

Перемещение вершины...



Рис. 9.25 Перемещение вершины действует на прилегающие сегменты



Плавное выделение расширяет область деформации



Рис. 9.26. Плавное выделение расширяет область деформации


7. Чтобы более точно задать форму кривой, преобразуйте вершину к типу Безье или Безье с изломом. Затем задайте положение и величину управляющих векторов Безье. Параметры кривизны сегментов, прилегающих к вершине, изменятся (рис. 9.27).

Точная настройка кривизны...



Рис. 9.27. Точная настройка кривизны с помощью управляющих векторов Безье


Для того чтобы сбросить изменения, проведенные с векторами вершин, используйте команду Reset Tangents (Сбросить касательные) в контекстном меню Tools1



Выделение сегмента...



Рис. 9.28. Выделение сегмента, состоящего лишь из одного шага между вершинами


2. Затем на панели Modify откройте свиток Interpolation (Интерполяция).
3. Увеличьте число шагов или включите флажок Adaptive (рис. 9.29). Кривая сгладится (рис. 9.30).

Установка флажка Adaptive...



Рис. 9.29. Установка флажка Adaptive делает недоступным изменение параметра Optimize и числа шагов



Линия сглаживается...



Рис. 9.30. Линия сглаживается благодаря увеличению числа шагов между вершинами


Свиток Geometry (Геометрия)...



Рис. 9.31. Свиток Geometry (Геометрия) для модификатора Edit Spline и редактируемых сплайнов



Контекстное меню редактируемых...



Рис. 9.32. Контекстное меню редактируемых сплайнов, вызываемое щелчком правой кнопкой мыши, содержит дополнительные меню с инструментами редактирования


Команды редактирования объектов действуют на всю форму. С их помощью можно присоединить форму, создать линии и вставить вершины. Уровень объекта - единственный, на котором можно присоединить многочисленные объекты из списка (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Команды редактирования на разных уровнях выделения подобъектов

 
Уровень редактирования

Команда редактирования

Вершины

Сегменты

Сплайны

Create line (Создать линию)
 
="ico2.gif">

="ico3.gif">

Break (Разбить)
 
="ico2.gif">
 

Attach (Присоединить)

="ico1.gif">

="ico2.gif">

="ico3.gif">

Attach Mult. (Присоединить несколько)
 
="ico2.gif">

="ico3.gif">

Refine (Уточнить)
 
="ico2.gif">
 

Weld (Слить)

="ico1.gif">
   

Connect (Соединить)

="ico1.gif">
   

Insert (Вставить)
 
="ico2.gif">

="ico3.gif">

Make First (Сделать первой)

="ico1.gif">
   

Fuse (Сплавить)
     

Reverse (Обратить)
   
="ico3.gif">

Cycle (Цикл)

="ico1.gif">
   

Cross Insert (Перекрестная вставка)
     

Fillet (Скругление)
     

Chamfer (Скос)
     

Outline (Контур)
   
="ico3.gif">

Boolean (Булевские операции)
   
="ico3.gif">

Mirror (Отразить)
   
="ico3.gif">

Trim (Подрезать)
   
="ico3.gif">

Extend (Продолжить)
   
="ico3.gif">

Hide (Скрыть)

="ico1.gif">

="ico2.gif">

="ico3.gif">

Unhide All (Сделать видимым все)
 
="ico2.gif">

="ico3.gif">

Bind (Связать)

="ico1.gif">
   

Unbind (Убрать связывание)

="ico1.gif">
   

Delete (Удалить)
 
="ico2.gif">

="ico3.gif">

Close (Закрыть)
   
="ico3.gif">

Divide (Разделить)
 
="ico2.gif">
 

Detach (Отделить)
 
="ico2.gif">

="ico3.gif">

Explode (Взорвать)
   
="ico3.gif">


Команды Attach (Присоединить), Create Line (Создать линию), Insert (Вставить), Hide (Скрыть), Unhide All (Сделать видимым все) и Delete (Удалить) можно использовать на любом уровне выделения. Также доступны следующие команды:  наибольшее число команд предусмотрено для работы с вершинами  команд для работы с сегментами  команды редактирования сплайнов



Выделите форму



Рис. 9.33. Выделите форму


2. Щелкнув по кнопке



Чтобы присоединить...



Рис. 9.34. Чтобы присоединить к объекту другую форму, щелкните по кнопке Attach

5. Укажите форму, которую хотите присоединить (рис. 9.35). Вторая форма присоединится к первой

Укажите вторую форму...



Рис. 9.35. Укажите вторую форму, чтобы присоединить ее к первой


6. Укажите еще несколько форм для присоединения или щелкните по кнопке Attach, чтобы выключить режим присоединения.



Чтобы присоединить...



Рис. 9.36. Чтобы присоединить форму после создания, снимите флажок Start New Shape



Слить вершины можно...



Рис. 9.37. Слить вершины можно, перетащив одну концевую точку на другую


6. Щелкните по кнопке Yes (Да). Две вершины сольются, образуя новую (рис. 9.38).

Результат слияния двух вершин в одну



Рис. 9.38. Результат слияния двух вершин в одну


Чтобы слить удаленные...



Рис. 9.39. Чтобы слить удаленные выделенные вершины, используйте команду Weld