Вершину можно преобразовать к другому типу. При этом изменяются параметры криволинейных сегментов либо эти сегменты становятся прямыми.
1. Выделите линию.
2. Щелкнув по кнопке
Работа с формами и сплайнами - это в основном настройка кривизны объектов. Регулирование кривизны зависит от положения вершин, которые задают кривизну ближайших к ним сегментов. Поскольку сегменты не могут изгибаться более чем на 2° за один шаг, число шагов в каждом сегменте определяет гладкость кривой.
Настраивать кривизну сегментов можно, сдвигая вершины, перемещая управляющие точки (control points) вершин или изменяя тип вершин:
из вершин с изломом (corner type) исходят два прямолинейных сегмента, которые могут быть направлены под любым углом;
через вершины сглаженного типа (smooth type) проходят плавно изогнутые кривые, такие вершины не имеют настраиваемых параметров;
вершины типа Безье (Bezier type) обладают двумя зависимыми коллинеарны-ми управляющими векторами, влияющими на положение исходящих сегментов. Исключением являются концевые точки, которые имеют лишь один такой вектор;
вершины типа Безье с изломом (Bezier corner type) обладают двумя независимыми управляющими векторами (или одним, если это концевая вершина). Используйте такие вершины для создания резких углов между криволинейными сегментами.
На рис. 9.19 показаны вершины различных типов.
Настраивая параметры вершин, можно изменять кривизну формы.
1. Выделите форму с помощью инструмента Move.
2. Щелкнув по кнопке
Каждая форма имеет первую точку, которая расположена на одном из ее концов или где-то в середине, если форма замкнутая. Положение первой вершины необходимо знать для определения стартовой точки траектории движения или начальной точки траектории лофтинга.
Команда Make First (Сделать первой) позволяет выбрать, какая вершина формы будет первой.
1. Выделите форму.
2. Щелкнув по кнопке
Команда Outline (Контур) сдвигает под-объект сплайна на заданное расстояние от исходного сплайна и объединяет новый подобъект с исходным.
Создание контуров используется в архитектурном моделировании, чтобы придать стенам толщину. С помощью этой команды можно также придать толщину объектам вращения.
1. Выделите форму.
2. Щелкните по кнопке
Команда Detach (Отсоединить) - обратная к команде Attach (Присоединить). Она рассоединяет сегменты или сплайны с образованием раздельных форм.
1. Выделите форму.
2. Откройте панель Modify кнопкой
Для того чтобы управлять интенсивностью действия команд редактирования, используется плавное выделение сплайновых подобъектов с помощью модификатора Edit Spline или внутри редактируемого сплайна. Плавное выделение не передается в стек модификаторов и не доступно при использовании Spline Select.
1. Примените модификатор Edit Spline или внутри редактируемого сплайна щелкните по кнопке
Команда Trim (Подрезать) удаляет часть формы, которая выступает за область пересечения сплайнов.
Команда Trim предъявляет те же требования, что и булевы операции: сплайны, с которыми проводится операция, должны быть частью одной и той же формы.
1. Выделите составной объект формы, в котором есть два или большее число перекрывающихся сплайнов, как показано на рис. 9.71.
2. Щелкнув по кнопке
Преобразование объекта формы в редактируемый сплайн сохраняет его текущие очертания. При этом изменяется ето внутреннее представление: вместо математически заданных параметров объекта получается набор явных описаний каждого подобъекта, из которых состоит целое (см. рис. 9.3). Информация о параметрах создания целого объекта и о примененных модификаторах теряется. При этом появляется возможность производить выделение на уровне подобъектов.
Булевы операции (boolean) со сплайнами объединяют перекрывающиеся подобъекты сплайнов с удалением частей в зависимости от того, как эти части перекрываются. Каждый подобъект сплайна при этом считается операндом (operand). Существуют следующие операции:
К модификаторам подобъекта формы относятся Spline Select и Edit Spline.
Модификатор Spline Select (Выделить сплайн) позволяет только лишь произвести выделение на уровне подобъектов. Его назначение состоит в том, чтобы сохранить параметры выделения и передать их дальше в стеке модификаторов. Все модификаторы выше Spline Select в стеке модификаторов будут применены лишь к выделению, полученному при использовании Spline Select.
Модификатор Edit Spline (Правка сплайна) позволяет выделять подобъекты и в то же время сохранять параметры правки подобъектов в отличие от преобразования объекта в Editable Spline. Модификатор Volume Select (Объемное выделение) преобразует форму в сетчатый объект, так что его лучше не использовать для редактирования форм.
1. Выделите объект.
2. Щелкнув по кнопке
Присоединение форм ведет к образованию объектов множественных форм, состоящих из множества сплайнов. Команду Attach можно применять на любом уровне.
1. Выделите форму (рис. 9.33).
Команда Break (Разбить) позволяет разрезать сплайн в точке вершины.
1. Выделите форму.
2. Щелкнув по кнопке
Формы (shapes) используются в основном в качестве исходной геометрии для трехмерных моделей при создании объемных заставок для телевидения, низкополигональных моделей для ЗD-игр, архитектурных и инженерных моделей, а также целевых объектов морфинга. Кроме того, они выступают в качестве траекторий движения в анимации и направляющих для распределения объектов в сценах (рис. 9.1). Для тонкой настройки форм используются преобразования, модификаторы или команды редактирования, примененные к выделенному подобъекту. Преобразования (transforms) в основном нужны для настройки кривизны формы, хотя иногда с их помощью удобно размещать подобъекты в форме. Модификаторы редко используются на уровне подобъектов. Чаще они применяются при работе с объектами после того, как формы отредактированы.
Формы можно редактировать на уровнях вершин, сегментов, сплайнов и целого объекта. При выборе уровня выделения команды редактирования, соответствующие этому уровню, становятся доступными в свитке Modify (рис. 9.31). Эти же команды доступны из выпадающих меню Toolsl и Tools2 (рис. 9.32).
Вершина задает положение точки в пространстве с помощью XYZ-координат. Сегмент - прямая линия или кривая, соединяющая две вершины.
Сплайн - набор вершин и соединяющих их сегментов.
Подобъект можно выделить:
щелчком клавиши мыши;
выбрав область выделения;
выделив именованный набор подобъектов.
Кроме того, вы можете:
произвести выделение нескольких подобъектов, удерживая клавишу Ctrl;
снять выделение, удерживая клавишу Alt;
заблокировать или разблокировать выделение подобъектов;
инвертировать выделение подобъектов.
Чтобы выделить объект формы, когда вы находитесь на уровне подобъектов, примените модификатор подобъекта формы или преобразуйте объект в редактируемый сплайн (editable spline). Так же, как и в случае редактирования сеточных объектов, за вами остается выбор, какой из этих двух методов ипользовать.
Выделение подобъектов можно произвести в том случае, когда открыта панель Modify (Изменить) и задан уровень выделения подобъектов. Если включен режим выделения подобъектов, выделение объектов в окне проекции недоступно.
Редактируемые сплайны в действительности являются редактируемыми формами, а не каким-то специальным видом сплайнов. То же самое относится и к модификатору Edit Spline (Правка сплайна) - он является только модификатором форм и не может применяться к какому-либо иному типу объектов.
1. Выделите объект формы.
2. Щелкните правой кнопкой мыши по объекту.
3. В меню Transform (Преобразования) подведите курсор к строке Convert To (Преобразовать в). В выпадающем меню выберите команду Convert to: Editable Spline (Преобразовать в редактируемый сплайн) - см. рис. 9.4. Объект преобразуется в редактируемый сплайн (рис. 9.5).
Можно также преобразовывать объекты форм, щелкнув правой кнопкой мыши по названию объекта в окне стека модификаторов и выбрав команду Convert to: Editable Spline (рис. 9.6).
5. Пометьте рамкой область выделения вокруг выбранных подобъектов, которые вы хотите выделить, или щелкайте по ним по очереди, удерживая клавишу Ctrl (рис. 9.10). Выделенные подобъекты станут красными. Если вы выделили вершины Безье, появятся управляющие векторы Безье (рис. 9.11).
5. Пометьте рамкой область выделения вокруг подобъектов, которые вы хотите выделить, или щелкайте по ним по очереди, удерживая клавишу Ctrl (см. рис. 9.13). Эти подобъекты станут красными. Если вы выделили вершины Безье, появятся метки Безье (рис. 9.14).
2. Откройте свиток Soft Selection (Плавное выделение).
3. Установите флажок Use Soft Selection
(Использовать плавное выделение). Затем перейдите в поле Falloff (Спад), чтобы задать функцию спада выделения (рис. 9.17). По мере того как вы будете увеличивать параметр, подобъекты будут менять цвет от красного к оранжевому, желтому и синему. Красный означает наивысший уровень выделения, когда команды действуют на подобъект в полной мере, синий -наименьший уровень, когда действие команд становится нулевым (рис. 9.18).
4. Если вы желаете изменить форму кривой, задающей область выделения, измените параметры Pinch (Сужение) и Bubble (Вздутие). Примеры использования плавного выделения подробно описаны в следующем разделе.
Простейший способ настройки параметров вершин Безье - перемещение их управляющих векторов с помощью инструмента Move (Переместить). Вы можете также изменять направление и величину управляющих векторов вершины Безье вручную, но инструмент Move позволяет сделать это точнее. Названные операции не применимы к вершинам сглаженного типа и к вершинам с изломом.
4. Щелкните правой кнопкой мыши по выделенным точкам.
5. В контекстном меню Tools 1 выберите один из четырех типов вершин: с изломом, сглаженную, Безье или Безье с изломом. Чтобы получить плавные скругленные кривые, выберите вершины сглаженного типа (рис. 9.21). Произойдет преобразование кривых к новому типу, а прилегающие сегменты изменятся соответствующим образом (см. рис. 9.22).
Чтобы получить плавные настраиваемые кривые, сначала преобразуйте вершины к сглаженному типу, а затем в вершины типа Безье (рис. 9.23).
5. Дополнительно вы можете расширить область редактирования, используя плавное выделение вершин.
6. Передвиньте вершины. При этом изменится длина и кривизна прилегающих сегментов (рис. 9.25). Если вы применяете плавное выделение к прилегающим вершинам, соответствующие области также подвергнутся деформации (рис. 9.26).
7. Чтобы более точно задать форму кривой, преобразуйте вершину к типу Безье или Безье с изломом. Затем задайте положение и величину управляющих векторов Безье. Параметры кривизны сегментов, прилегающих к вершине, изменятся (рис. 9.27).
Для того чтобы сбросить изменения, проведенные с векторами вершин, используйте команду Reset Tangents (Сбросить касательные) в контекстном меню Tools1
2. Затем на панели Modify откройте свиток Interpolation (Интерполяция).
3. Увеличьте число шагов или включите флажок Adaptive (рис. 9.29). Кривая сгладится (рис. 9.30).
Команды редактирования объектов действуют на всю форму. С их помощью можно присоединить форму, создать линии и вставить вершины. Уровень объекта - единственный, на котором можно присоединить многочисленные объекты из списка (табл. 9.1).
Таблица 9.1. Команды редактирования на разных уровнях выделения подобъектов
  |
Уровень редактирования |
||
Команда редактирования |
Вершины |
Сегменты |
Сплайны |
Create line (Создать линию) |
  |
="ico2.gif"> |
="ico3.gif"> |
Break (Разбить) |
  |
="ico2.gif"> |
  |
Attach (Присоединить) |
="ico1.gif"> |
="ico2.gif"> |
="ico3.gif"> |
Attach Mult. (Присоединить несколько) |
  |
="ico2.gif"> |
="ico3.gif"> |
Refine (Уточнить) |
  |
="ico2.gif"> |
  |
Weld (Слить) |
="ico1.gif"> |
  |   |
Connect (Соединить) |
="ico1.gif"> |
  |   |
Insert (Вставить) |
  |
="ico2.gif"> |
="ico3.gif"> |
Make First (Сделать первой) |
="ico1.gif"> |
  |   |
Fuse (Сплавить) |
  |   |   |
Reverse (Обратить) |
  |   |
="ico3.gif"> |
Cycle (Цикл) |
="ico1.gif"> |
  |   |
Cross Insert (Перекрестная вставка) |
  |   |   |
Fillet (Скругление) |
  |   |   |
Chamfer (Скос) |
  |   |   |
Outline (Контур) |
  |   |
="ico3.gif"> |
Boolean (Булевские операции) |
  |   |
="ico3.gif"> |
Mirror (Отразить) |
  |   |
="ico3.gif"> |
Trim (Подрезать) |
  |   |
="ico3.gif"> |
Extend (Продолжить) |
  |   |
="ico3.gif"> |
Hide (Скрыть) |
="ico1.gif"> |
="ico2.gif"> |
="ico3.gif"> |
Unhide All (Сделать видимым все) |
  |
="ico2.gif"> |
="ico3.gif"> |
Bind (Связать) |
="ico1.gif"> |
  |   |
Unbind (Убрать связывание) |
="ico1.gif"> |
  |   |
Delete (Удалить) |
  |
="ico2.gif"> |
="ico3.gif"> |
Close (Закрыть) |
  |   |
="ico3.gif"> |
Divide (Разделить) |
  |
="ico2.gif"> |
  |
Detach (Отделить) |
  |
="ico2.gif"> |
="ico3.gif"> |
Explode (Взорвать) |
  |   |
="ico3.gif"> |
Команды Attach (Присоединить), Create Line (Создать линию), Insert (Вставить), Hide (Скрыть), Unhide All (Сделать видимым все) и Delete (Удалить) можно использовать на любом уровне выделения. Также доступны следующие команды:
наибольшее число команд предусмотрено для работы с вершинами
команд для работы с сегментами
команды редактирования сплайнов
2. Щелкнув по кнопке
5. Укажите форму, которую хотите присоединить (рис. 9.35). Вторая форма присоединится к первой
6. Укажите еще несколько форм для присоединения или щелкните по кнопке Attach, чтобы выключить режим присоединения.
6. Щелкните по кнопке Yes (Да). Две вершины сольются, образуя новую (рис. 9.38).