В разделе Display (Показывать) располагаются флажки:
Lattice (Решетку) - включает показ решетки деформации NURBS-кривой в виде пунктирных линий желтого цвета; Curves (Кривые) - включает показ самих NURBS-кривых; Dependents (Зависимые объекты) - включает показ объектов, зависимых от исходной NURBS-кривой. Такие объекты изображаются зеленым цветом.
Свиток Curve Approximation
Свиток Curve Approximation (Аппроксимация кривой), показанный на рис. 13.110, содержит единственный раздел Interpolation (Интерполяция), включающий следующие параметры:
Свиток Curve Approximation (Аппроксимация кривой) кривой типа NURBS
Рис. 13.110. Свиток Curve Approximation (Аппроксимация кривой) кривой типа NURBS
Свитки Create Points, Create Curves и Create Surfaces
Инструменты свитков Create Points (Создать точки), Create Curves (Создать кривые) и Create Surfaces (Создать поверхности) дублируют соответствующие инструменты плавающей палитры NURBS, описываемые далее в разделе «Плавающая палитра NURBS».
Свиток Point
В разделе Selection (Выделение) свитка располагаются две кнопки, с помощью которых задаются режимы выделения опорных точек: Single Point (Одна точка) и All Points (Все точки),
Вид курсора в режиме добавления новых опорных точек кривой типа NURBS
Рис. 13.113. Вид курсора в режиме добавления новых опорных точек кривой типа NURBS
Вид кривой типа NURBS до (сверху) и после (снизу) ее продолжения до новой концевой вершины
Рис. 13.114. Вид кривой типа NURBS до (сверху) и после (снизу) ее продолжения до новой концевой вершины
Свиток Soft Selection
Свиток Soft Selection (Плавное выделение) содержит те же параметры, что и аналогичный свиток, используемый при редактировании полигональных сеток. Дополнительно имеются всего два флажка:
Affect Neighbors (Влиять на соседей) - установка этого флажка заставляет преобразование одной опорной точки распространяться на все другие точки в пределах области воздействия, даже если они располагаются на других кривых или поверхностях типа NURBS; Same Type Only (Только того же типа) - установка этого флажка распространяет влияние преобразования опорной точки только на точки такого же типа.Выделите одну или несколько управляющих вершин, используя любые известные способы выделения объектов. Выделенные вершины окрашиваются в красный цвет, после чего к ним можно применять преобразование перемещения в целях корректировки формы кривой. К набору из нескольких управляющих вершин с той же целью можно применять преобразования поворота и масштаба. Используя счетчик Weight (Вес), можно назначить каждой вершине весовой коэффициент, определяющий степень ее влияния на форму кривой. При этом значение имеет только относительная величина коэффициента в сравнении с весами других вершин. Чем выше вес вершины, тем ближе к ней будет проходить NURBS-кривая. Чем ниже вес, тем меньшее влияние будет оказывать эта вершина на ход кривой.
Флажок Display Lattice (Показывать решетку) управляет отображением решетки деформации кривой. Остальные параметры свитка CV не отличаются от аналогичных параметров свитка Point (Точка).
Свиток Soft Selection (Плавное выделение) CV-кривых полностью аналогичен тому, какой используется для работы с точечными NURBS-кривыми.
В дополнение к ранее рассмотренным свиток Curve Common (Кривая в целом) содержит следующие инструменты:
Hide By Name (Скрыть по имени), Unhide By Name (Сделать видимыми по имени) - позволяют выборочно скрыть или восстановить видимость кривых, выбирая их по именам в появляющемся окне диалога Select Sub-Objects (Выделить подобъекты); Make Fit (Аппроксимировать) - производит аппроксимацию выделенной кривой. После аппроксимации кривая имеет гораздо больше вершин и может обеспечить более высокую детальность формы. Эта команда вызывает появление окна диалога Make Point Curve (Создание точечной кривой), в котором можно указать количество контрольных точек на аппроксимированной кривой; Reverse (Обратить) - изменяет порядок следования контрольных точек или управляющих вершин кривой на обратный. При выделении кривой на одном из ее концов появляется зеленый квадратик, обозначающий первую вершину. Обращение порядка следования вершин бывает необходимо, когда на базе NURBS-кривой создается поверхность. Две кривые, формирующие края создаваемой поверхности, должны иметь первые вершины с одной и той же стороны, иначе поверхность будет перекручена; Detach (Отделить) - позволяет отделить выделенную кривую, превратив ее в самостоятельный объект. Установка флажка Сору (Копия) обеспечивает отделение не самой выделенной кривой, а ее копии; Break (Разбить) - разбивает выделенную кривую на две отдельные кривые в указанной точке; Join (Присоединить) - позволяет соединить концевую вершину одной кривой с концевой вершиной другой кривой. Щелкните на одной концевой вершине и перетащите курсор к другой, после чего кривые будут соединены.Щелчок на кнопке Convert Curve (Преобразовать кривую) позволяет выполнять преобразование точечных кривых в CV-кривые и наоборот, вызывая для этого одноименное окно диалога (рис. 13.117).
Окно диалога Convert Curve (Преобразовать кривую)
Рис. 13.117. Окно диалога Convert Curve (Преобразовать кривую)
Чтобы задать тип преобразованной кривой, щелкните на одной из двух кнопок в верхней части окна: Point Curve (Точечная кривая) или CV Curve (CV-кривая). Установите переключатель в одно из двух положений:
Number (Число) - дает возможность задать число точек или управляющих вершин в счетчике справа от переключателя; Tolerance (Отклонение) - дает возможность задать максимальную величину отклонения преобразованной кривой от исходной.Установите переключатель Reparameterization (Перепараметризация) в одно из следующих положений:
Chord Length (Длина хорды) - выбирается алгоритм обновления параметризации, при использовании которого точки или управляющие вершины размещаются на расстояниях, пропорциональных корню квадратному из длины сегментов кривой; Uniform (Равномерно) - точки или управляющие вершины размещаются вдоль кривой равномерно.Установка флажка Maintain Parameterization (Выполнять параметризацию) обеспечивает автоматическое обновление параметризации кривой при ее редактировании, а флажка Preview (Просмотр) - предварительный просмотр обновленной кривой в окнах проекций.
Для выполнения параметризации после настройки параметров щелкните на кнопке ОК.
Назначение и использование счетчика Material ID (Идентификатор материала) и кнопки Select by ID (Выделить по идентификатору) не отличается от аналогичных инструментов правки сплайнов Безье.
Свитки CV Curve и Point Curve
Инструменты, предназначенные для правки кривых определенного типа - точечных или с управляющими вершинами, для независимых точечных кривых располагаются в свитке Point Curve (Точечная кривая), а для кривых типа CV - в свитке CV Curve (CV-кривая), показанном на рис. 13.118. Эти свитки появляются на командной панели только после того, как кривая будет выделена в окнах проекций. Выделенная кривая изображается красным цветом.
Свиток CV Curve (CV-кривая)
Рис. 13.118. Свиток CV Curve (CV-кривая)
В свитке Point Curve (Точечная кривая) имеется всего один элемент - кнопка Close (Замкнуть), щелчок на которой соединяет первую точку кривой с последней путем построения переходной кривой. Исходная кривая становится замкнутой. Аналогичный инструмент имеется и в свитке CV Curve (CV-кривая).
Используйте для редактирования CV-кривых следующие инструменты:
Degree (Мера влияния) - определяет степень влияния всех управляющих вершин решетки на форму кривой типа CV. Чем выше значение параметра Degree (Мера влияния), тем в меньшей мере управляющие вершины влияют на кривую. Этот параметр может принимать значения 2, 3 или 4; Automatic Reparam. (Автоматическая перепараметризация) - переключатель, обеспечивающий автоматическое обновление параметризации кривой при ее редактировании. Позиции переключателя аналогичны тем, которые были рассмотрены выше применительно к окну диалога Convert Curve (Преобразовать кривую); Rebuild (Перестроить) - вызывает окно диалога Rebuild CV Curve (Перестроить CV-кривую), содержащее параметры Number (Число), Tolerance (Отклонение) и Preview (Просмотр), аналогичные соответствующим параметрам рассмотренного выше окна диалога Convert Curve (Преобразовать кривую); Reparam. (Перепараметризовать) - данная кнопка, доступная только при установке переключателя Automatic Reparam. (Автоматическая перепараметризация) в положение None (Отсутствует), вызывает окно диалога Reparameterize (Перепараметризация), содержащее параметры Chord Length (Длина хорды), Uniform (Равномерно) и Maintain Parameterization (Выполнять параметризацию), аналогичные соответствующим параметрам рассмотренного выше окна диалога Convert Curve (Преобразовать кривую).Помимо этого, в разделе Display (Показывать) добавлены флажки:
Surfaces (Поверхности) - включает режим отображения NURBS-поверхностей; Surface Trims (Обрезку поверхности) - включает режим отображения поверхностей с учетом обрезки. Если флажок сброшен, демонстрируется вся поверхность, включая обрезанные части; Transform Degrade (Деградация качества) - разрешает ухудшение качества показа поверхностей в окнах проекций в тонированном режиме с целью ускорения прорисовки окон.Переключатель Surface Display (Отображение поверхности) позволяет выбрать один из двух вариантов отображения NURBS-поверхности в окнах проекций:
Tesselated Mesh (Сетка с разбиением) - NURBS-поверхность в окнах проекций отображается в тонированном режиме в виде стандартной сетки с треугольными ячейками, а в каркасном режиме - либо в виде изолиний, либо в виде каркаса сетки, в зависимости от установки параметров в свитке Display Line Parameters (Параметры отображения линий), описываемом ниже; Shaded Lattice (Тонированная решетка) - NURBS-поверхность в окнах проекций отображается в тонированном режиме в виде оболочки, «натянутой» на решетку деформации из управляющих вершин, а в каркасном режиме - в виде решетки деформации.Сброс флажка Relational Stack (Относительный стек) ведет к тому, что перед применением модификаторов к NURBS-поверхности она будет преобразовываться в независимый объект.
Свиток Display Line Parameters
Свиток Display Line Parameters (Параметры отображения линий), показанный на рис. 13.120, позволяет выбрать режим отображения NURBS-поверхностей в окнах проекций.
Свиток Display Line Parameters (Параметры отображения линий) поверхности типа NURBS
Рис. 13.120. Свиток Display Line Parameters (Параметры отображения линий) поверхности типа NURBS
Установите переключатель свитка в одно из трех положений:
Iso Only (Только изолинии) - NURBS-поверхности и в тонированном и в каркасном режиме изображаются в виде изолиний (линий контуров) по осям U и V локальных координат, условно направленным «вдоль» и «поперек» поверхности. Число изолиний задается в счетчиках U Lines (U-ли-ний), V Lines (V-линий); Iso and Mesh (Изолинии и сетка) - в каркасном режиме NURBS-поверхности изображаются в виде изолиний, а в тонированном - в виде тонированной полигональной сетки; Mesh Only (Только сетка) - в каркасном режиме NURBS-поверхности изображаются в виде полигональной сетки, а в тонированном - в виде тонированной полигональной сетки.Свиток Curve Approximation
Свиток Curve Approximation (Аппроксимация кривой) полностью соответствует аналогичному свитку, рассмотренному выше при обсуждении правки NURBS-кривых на уровне объектов.
Свиток Surface Approximation
Параметры свитка Surface Approximation (Аппроксимация поверхности), показанного на рис. 13.121, предназначены для разбиения NURBS-поверхностей на треугольные грани в целях визуализации и отображения в окнах проекций.
Свиток Surface Approximation (Аппроксимация поверхности) поверхности типа NURBS
Рис. 13.121. Свиток Surface Approximation (Аппроксимация поверхности) поверхности типа NURBS
Переключатель на два положения, Viewport (Окно проекции) и Renderer (Визуализатор), позволяет выбрать, будут установки остальных параметров свитка действовать при отображении NURBS-поверхностей в окнах или при их визуализации.
В дополнение к этому область действия параметров свитка управляется еще тремя кнопками:
Base Surface (Базовая поверхность) - установки параметров будут влиять на всю поверхность в целом; Surface Edge (Края поверхности) - нажмите эту кнопку, чтобы действие параметров аппроксимации распространялось на края поверхности, обозначенные кривыми обрезки. Чтобы разблокировать эту кнопку, следует щелкнуть на кнопке Lock (Блокировка); Displaced Surface (Смещенная поверхность) - нажмите эту кнопку, чтобы параметры аппроксимации распространялись на поверхность, формируемую в результате применения материала на основе карты смещения.Остальные параметры свитка Surface Approximation (Аппроксимация поверхности) аналогичны параметрам, рассмотренным выше в разделе, касающемся использования свитка Surface Properties (Свойства поверхности) в режиме редактирования стандартных сеток на уровне объектов. Добавлены только следующие параметры:
Parametric (Параметрическое) - установка этого переключателя обеспечивает выбор параметрического адаптивного метода разбиения поверхности на столько шагов, сколько указано в счетчиках U Steps (U-шагов) и V Steps (V-шагов); Merge (Присоединить) - задает расстояние между краями поверхностей, которые при визуализации будут изображаться как раздельные. Если при визуализации между частями поверхности, которые должны визуализироваться как единое целое (например, в месте стыка рукава с плечевой частью костюма), появляются щели, увеличьте значение в счетчике Merge (Присоединить), и щели исчезнут; Clear Surface Level (Очистить уровень поверхности) - щелчок на этой кнопке ведет к сбросу всех настроек аппроксимации, выполненных для отдельных подобъектов NURBS-no-верхности.Свитки Create Points, Create Curves и Create Surfaces
Свитки Create Points (Создать точки), Create Curves (Создать кривые) и Create Surfaces (Создать поверхности) содержат инструменты, дублирующие аналогичные инструменты плавающей палитры NURBS, которые будут рассмотрены далее.
В свитке Point (Точка) для поверхностей по сравнению с аналогичным свитком для кривых дополнительно появляются следующие инструменты:
в разделе Delete (Удаление) имеются три кнопки - Point (Точка), Raw (Строка) и Col. (Столбец), щелчок на каждой из которых удаляет, соответственно, одну выделенную опорную точку, строку или столбец точек, в которых располагается выделенная точка; в разделе Refine (Уточнение) имеется ряд кнопок: Curve (Кривая), Surf Row (Строка поверхности), Surf Col (Столбец поверхности) и Surf Row & Col (Строка и столбец поверхности), с помощью которых можно добавлять опорные точки в состав кривых на поверхности, а также добавить одним щелчком целую строку или целый столбец точек поверхности.В свитке CV для поверхностей по сравнению с аналогичным свитком для кривых дополнительно появляются:
три кнопки в разделе Constrained Motion (Ограничение перемещений): U, V и Normal (Нормаль), ограничивающие перемещение управляющих вершин только направлением вдоль оси U, вдоль оси V или вдоль нормали к поверхности соответственно; три кнопки в разделах Delete (Удаление), Refine (Уточнение) и Insert (Вставка): Row (Строка), Col (Столбец) и Both (Строка и столбец), позволяющие одним щелчком удалить, добавить к существующим и вставить целую строку, целый столбец или строку и столбец управляющих вершин одновременно.
Поверхность будет преобразована в лофтинговую, опирающуюся на изолинии в направлении только координаты U (рис. 13.126, а), только координаты V (рис. 13.126, 6) или обеих координат U и V (рис. 13.126, в). Число изолиний задается в счетчиках U Curves (U-линий) и V Curves (V-линий).
Превращение сферической поверхности типа NURBS в лофтинговую с U-изолиниями (а), V-изолиниями (б), U и V-изолиниями (в)
Рис. 13.126. Превращение сферической поверхности типа NURBS в лофтинговую с U-изолиниями (а), V-изолиниями (б), U и V-изолиниями (в)
Установка флажка Use Point Curves (Использовать точечные кривые) приведет к построению изолиний в виде точечных кривых вместо CV-кривых, используемых по умолчанию. В счетчике Extra Points Per Segment (Дополнительных точек на сегмент), доступном только в режиме создания поверхности по U- и V-изолиниям, можно указать дополнительное число точек на каждый сегмент изолиний. В этом же случае можно дополнительно установить флажок Fuse Points (Совместить точки), что приведет к соединению U- и V-изолиний в точках их пересечения, обеспечивая более предсказуемый характер поведения тела лофтинга при его редактировании. Установка флажка Delete Original Loft Curves (Удалить исходные кривые лофтинга), который доступен, только если преобразуемая поверхность была изначально создана как лофтинговая, обеспечит удаление исходных опорных кривых. Если этот флажок сброшен, исходные опорные кривые останутся наряду с вновь созданными. Установка флажка Preview (Просмотр) обеспечит возможность просмотра создаваемой поверхности в окнах проекций;
Make Point (Сделать точечной) - позволяет преобразовать текущую поверхность в точечную и настроить ее параметры, вызывая окно диалога, показанное на рис. 13.127. В счетчиках Number in U (Число по U) и Number in V (Число по V) задается число опорных точек поверхности по координатам U и V. Установка флажка Preview (Просмотр) обеспечит возможность просмотра создаваемой поверхности в окнах проекций;
Окно диалога Make Point Surface (Сделать точечную поверхность) поверхности типа NURBS
Рис. 13.127. Окно диалога Make Point Surface (Сделать точечную поверхность) поверхности типа NURBS
Выделение синим цветом края NURBS- поверхности говорит о готовности к растяжению
Рис. 13.128. Выделение синим цветом края NURBS- поверхности говорит о готовности к растяжению
Свиток Material Properties
В свитке Material Properties (Свойства материала), показанном на рис. 13.129, располагаются инструменты для назначения идентификатора материала и настройки свойств проекционных координат, влияющих на результат проецирования текстурных карт в составе материалов.
Свиток Material Properties (Свойства материала) поверхности типа NURBS
Рис. 13.129. Свиток Material Properties (Свойства материала) поверхности типа NURBS
Назначение и использование таких инструментов этого свитка, как счетчик Material ID (Идентификатор материала) и кнопка Select By ID (Выделить по идентификатору), не отличается от использования аналогичных инструментов правки стандартных сеток и было рассмотрено ранее в разделе «Редактирование сеток на уровне граней, полигонов и элементов» этой главы.
Природа NURBS-поверхностей такова, что они изначально обладают системой UV-коорди-нат, которые можно использовать для проецирования текстур без применения модификатора UVW Map (UVW-проекция). Как уже указывалось, оси координат U и V условно можно считать направленными «вдоль» и «поперек» NURBS-иоверхности. На виде сверху на прямоугольный фрагмент поверхности типа NURBS начало UV-координат располагается в левом нижнем углу. При этом сетку UV-координат, наложенную на реальную NURBS-no-верхность, можно представлять как самостоятельную текстурную поверхность (Texture Surface). Текстурную поверхность допускается смещать, поворачивать и масштабировать относительно NURBS-поверхности, а также деформировать произвольным образом, что соответствующим образом сказывается на внешнем виде текстуры материала, нанесенного на NURBS-поверхность. Средства настройки UV-координат текстурной поверхности размещены в разделах Texture Channels (Каналы текстуры), Texture Corners (Углы текстуры) и Texture Surface (Текстурная поверхность) свитка Material Properties (Свойства материала).
В группу Texture Channels (Каналы текстуры) входят следующие инструменты, дублирующие соответствующие элементы управления модификатора UVW Map (UVW-проекция):
Map Channel (Канал карты) - задает номер канала проекционных координат. Одной и той же поверхности можно назначить от 1 до 99 каналов карты, в каждом из которых предусмотреть свой способ проецирования текстур материалов; Gen. Mapping Coordinates (Генерировать проекционные координаты) - установка этого флажка обеспечивает генерацию системы проекционных координат для каждой поверхности, входящей в состав NURBS-объекта. Наличие проекционных координат является необходимым условием назначения поверхности материалов на основе карт текстуры; Offset (Сдвиг) - группа счетчиков, задающих величины смещения карты текстуры (в долях ее полного размера) относительно начала проекционных координат по условным осям U и V; Tiling (Кратность) - группа счетчиков, задающих значения коэффициентов повторения образцов текстуры в пределах поверхности по условным осям U и V; Rotation Angle (Угол поворота) - задает угол поворота текстуры относительно начала UV-координат.В разделе Texture Corners (Углы текстуры) находится переключатель на четыре положения, позволяющий выбрать один из четырех углов текстурной поверхности и изменить их координаты в счетчиках U и V. Текстурную поверхность можно представлять себе как развертку реальной NURBS-поверхности на плоскость. По умолчанию первая слева позиция переключателя соответствует левому нижнему углу текстурной поверхности с UV-ксюр-динатами (0; 0), вторая - правому нижнему углу с координатами (0; 1), третья - левому верхнему (1; 0) и четвертая - правому верхнему углу с координатами (1; 1). Выбранный угол текстурной поверхности обозначается в окнах проекций синим квадратиком.
В разделе Texture Surface (Текстурная поверхность) имеется переключатель на три положения, предназначенный для выбора способа проецирования текстуры на NURBS-поверхность:
Default (Исходная) - будет использоваться вариант проецирования, принятый по умолчанию, при котором текстура равномерно распределяется по NURBS-поверхности, а искажения масштаба по мере возможности компенсируются; User Defined (Определяется пользователем) - вариант проецирования, который позволяет вручную редактировать расположение ключевых точек текстурной поверхности в пределах NURBS-поверхности с помощью двух кнопок: Edit Texture Surface (Правка текстурной поверхности) - вызывает описываемое ниже одноименное окно диалога, в котором графически изображается сетка опорных точек текстурной поверхности и имеются инструменты для редактирования проекционных UV-координат; Edit Texture Points (Правка текстурных точек) - включает режим отображения опорных точек текстурной поверхности в окнах проекций, что обеспечивает возможность преобразовывать эти точки непосредственно на поверхности типа NURBS; Projected (Проецированная) - на редактируемую NURBS-поверхность будет спроецирована текстурная поверхность с другого NURBS-объекта, выделенного в окнах проекций после щелчка на кнопке Pick Source Surface (Указать опорную поверхность).В окне диалога Edit Texture Surface (Правка текстурной поверхности), показанном на рис. 13.130, имеются следующие средства редактирования сетки проекционных координат, изображаемой в средней части окна:
Окно диалога Edit Texture Surface (Правка текстурной поверхности) со средствами правки UV-координат
Рис. 13.130. Окно диалога Edit Texture Surface (Правка текстурной поверхности) со средствами правки UV-координат
Основная цель создания зависимых и независимых точек - подготовить основу для создания кривых типа Fit Curve (Подогнанная кривая), которые плавно проходят через все последовательно указываемые пользователем точки.
Для удаления любой из созданных точек необходимо выделить их на уровне подобъекта Point (Точка) и нажать клавишу Delete.
Для перемещения любой из независимых точек в новое положение необходимо выделить ее на уровне подобъек-та Point (Точка).
NURBS-кривая с добавленными независимыми точками и смешенная точка (показана курсором)
Рис. 13.134. NURBS-кривая с добавленными независимыми точками и смешенная точка (показана курсором)
Для редактирования ранее созданных смещенных точек:
Перейдите на уровень редактирования подобъекта Point (Точка) и выделите любую из смещенных точек. Точка изменит свой цвет на красный, и от нее к базовой точке потянется красный пунктир. В нижней части командной панели Modify (Изменить) появится свиток Offset Point (Смещенная точка), аналогичный показанному на рис. 13.133, но имеющий одну дополнительную кнопку Replace Base Point (Сместить базовую точку). Остальные элементы управления свитка Offset Point (Смещенная точка) в режиме редактирования смещенных точек на уровне подобъекта Point (Точка) имеют то же назначение и используются так же, как в режиме создания точек. Для перемещения базовой точки, относительно которой построена смещенная, щелкните на кнопке Replace Base Point (Сместить базовую точку), выделите базовую точку и перетащите ее в новую позицию.
NURBS-кривая в режиме добавления новых точек на кривой
Рис. 13.136. NURBS-кривая в режиме добавления новых точек на кривой
Для редактирования ранее созданных точек на кривой:
Перейдите на уровень редактирования подобъекта Point (Точка) и выделите любую из точек на кривой. Точка изменит свой цвет на красный, и, если она смещена относительно кривой, от нее к кривой потянется красный пунктир. В нижней части командной панели Modify (Изменить) появляется свиток Offset Point (Смещенная точка), аналогичный показанному на рис. 13.135, но имеющий одну дополнительную кнопку: Replace Base Curve (Сменить базовую кривую). Все остальные элементы управления свитка Offset Point (Смещенная точка) в режиме редактирования точек на кривой на уровне подобъекта Point (Точка) имеют то же назначение и используются так же, как в режиме создания точек. Для перемещения точки на другую кривую из состава той же NURBS-коллекции щелкните на кнопке Replace Base Curve (Сменить базовую кривую), а затем щелкните на другой NURBS-кривой. Если щелкнуть на той же самой кривой, то точка просто сместится в точку щелчка.
Результат создания точки на пересечении двух NURBS-кривых
Рис. 13.138. Результат создания точки на пересечении двух NURBS-кривых
Для редактирования ранее созданных точек пересечения NURBS-кривых:
Перейдите на уровень редактирования подобъекта Point (Точка) и выделите любую из точек на пересечении кривых. Точка изменит свой цвет на красный, а на кривых обозначатся квадратики желтого цвета, соответствующие местам щелчков кнопкой мыши. В нижней части командной панели Modify (Изменить) появится свиток Curve-Curve Intersection (Пересечение «кривая-кривая»), аналогичный показанному на рис. 13.137, но имеющий две дополнительные кнопки: Replace First Curve (Сменить первую кривую) и Replace Second Curve (Сменить вторую кривую). Все остальные элементы управления свитка Curve-Curve Intersection (Пересечение «кривая-кривая») в режиме редактирования точек пересечения кривых на уровне подобъекта Point (Точка) имеют то же назначение и используются так же, как в режиме создания точек. Для перемещения точки «кривая-кривая» в место пересечения одной из двух определяющих ее кривых с еще одной кривой щелкните на кнопке Replace First Curve (Сменить первую кривую) или Replace Second Curve (Сменить вторую кривую), а затем щелкните в окне проекции на новой кривой, пересекающейся с одной из первых двух кривых. Если новая кривая не имеет пересечения с одной из исходных кривых, то точка типа «кривая-кривая» будет создана в точке щелчка, но приобретет оранжевую окраску. Таким цветом обозначаются некорректно созданные NURBS-объекты.
Курсор в режиме добавления новой точки на NURBS-поверхности и две вставленные точки
Рис. 13.140. Курсор в режиме добавления новой точки на NURBS-поверхности и две вставленные точки
Для редактирования ранее созданных точек на NURBS-поверхности:
Перейдите на уровень редактирования подобъекта Point (Точка) и выделите любую из точек на поверхности. Точка изменит свой цвет на красный, и, если она смещена относительно поверхности, от нее к поверхности протянется красный пунктир. В нижней части командной панели Modify (Изменить) появится свиток Surface Point (Точка на поверхности), аналогичный показанному на рис. 13.139, но имеющий дополнительную кнопку Replace Base Surface (Сменить базовую поверхность). Все остальные элементы управления свитка Surface Point (Точка на поверхности) в режиме редактирования точек на поверхности на уровне подобъекта Point (Точка) имеют то же назначение и используются так же, как в режиме создания точек. Для перемещения точки на другую поверхность из состава той же NURBS-коллекции щелкните на кнопке Replace Base Surface (Сменить базовую поверхность), а затем щелкните на другой NURBS-поверхности. Если щелкнуть на той же самой поверхности, то выделенная точка просто сместится в точку щелчка.Как можно видеть, элементы управления этого свитка представляют собой подмножество элементов управления свитка Curve-Curve Intersection (Пересечение «кривая-кривая»).
Переместите курсор в любое из окон проекций, где он примет вид стрелки со значком, соответствующим значку на кнопке. Установите курсор на кривую, пересекающуюся с NURBS-поверхностью. Кривая примет синюю окраску, а синим квадратом обозначится текущее место на кривой. Щелкните кнопкой мыши, фиксируя кривую. Переместите курсор, за которым потянется пунктир, к поверхности, с которой пересекается кривая. Поверхность тоже окрасится в синий цвет. Щелкните кнопкой мыши. В точке пересечения кривой и поверхности, ближайшей к месту щелчка на кривой, появится зависимая точка типа «поверхность-кривая», изображаемая звездочкой. Место щелчка кнопкой мыши на кривой будет обозначено желтым квадратом (рис. 13.142).
Результат создания точки (указана курсором) на пересечении NURBS-кривой и NURBS-поверхности
Рис. 13.142. Результат создания точки (указана курсором) на пересечении NURBS-кривой и NURBS-поверхности
Для редактирования ранее созданных точек в местах пересечения NURBS-кривых и поверхностей:
Перейдите на уровень редактирования подобъекта Point (Точка) и выделите любую из точек на пересечении кривых и поверхностей. Точка изменит свой цвет на красный, а на кривой обозначится квадратик желтого цвета, соответствующий точке щелчка кнопкой мыши. На командной панели Modify (Изменить) появится свиток Surface-Curve Intersection Point (Точка пересечения «поверхность-кривая»), аналогичный показанному на рис. 13.141, но имеющий две дополнительные кнопки: Replace Curve (Сменить кривую) и Replace Surface (Сменить поверхность). Все остальные элементы управления свитка Surface-Curve Intersection Point (Точка пересечения «поверхность-кривая») в режиме редактирования точек пересечения кривых и поверхностей на уровне подобъекта Point (Точка) имеют то же назначение и используются так же, как в режиме создания точек. Для перемещения точки «поверхность-кривая» в место пересечения определяющей ее поверхности с еще одной кривой из той же NURBS-коллекции щелкните на кнопке Replace Curve (Сменить кривую), а затем щелкните в окне проекции на новой кривой, пересекающейся с той же поверхностью. Если новая кривая не имеет пересечения с исходной поверхностью, то точка типа «поверхность-кривая» будет создана в точке щелчка, но приобретет оранжевую окраску, указывающую на некорректность созданного NURBS-объекта. Для перемещения точки «поверхность-кривая» в место пересечения определяющей ее кривой с еще одной поверхностью из той же NURBS-коллекции щелкните на кнопке Replace Surface (Сменить поверхность), а затем щелкните в окне проекции на новой поверхности, пересекающейся с кривой. Если новая поверхность не имеет пересечения с исходной кривой, то точка типа «поверхность-кривая» будет создана в точке щелчка, но также приобретет оранжевую окраску, указывающую на некорректность операции.Независимые NURBS-кривые могут быть преобразованы в трехмерные тела с помощью одного из инструментов, описываемых ниже в разделе «Инструменты группы Surfaces».
Средства и методы редактирования ранее созданных точечных NURBS -кривых были подробно рассмотрены в разделе «Редактирование NURBS-кривых на уровне кривых в целом» этой главы.
Если перейти на уровень редактирования подобъекта Curve (Кривая) и выделить подогнанную кривую, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Point Curve (Точечная кривая) с единственной кнопкой Close (Замкнуть). Щелчок на этой кнопке, доступной только для разомкнутых кривых, преобразует такие кривые в замкнутые, соединяя последнюю точку кривой с первой.
Преобразованную кривую, изображаемую в окнах проекций зеленым цветом, можно дополнительно масштабировать или поворачивать на уровне подобъекта Curve (Кривая), при этом ее зависимость от родительской кривой сохраняется.
Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить преобразованную кривую, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Transform Curve (Преобразованная кривая) с единственной кнопкой Replace Base Curve (Сменить базовую кривую), позволяющей заменить родительскую кривую преобразованной. Щелкните на этой кнопке, а затем щелкните в любом окне проекции на какой-либо иной кривой из состава той же NURBS-коллекции. Выбранная кривая станет родительской по отношению к преобразованной, которая примет ее форму, сохраняя то же смещение, какое имела эта преобразованная кривая по отношению к предыдущей родительской кривой.
Процесс указания концов NURBS- кривых (а) завершается созданием переходной кривой (б)
Рис. 13.150. Процесс указания концов NURBS- кривых (а) завершается созданием переходной кривой (б)
Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить переходную кривую, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Blend Curve (Переходная кривая), отличающийся от показанного на рис. 13.149 наличием двух кнопок: Replace Frist Curve (Заменить первую кривую) и Replace Second Curve (Заменить вторую кривую). Для замены любой из родительских кривых щелкните на одной из этих кнопок, а затем - на новой кривой из состава той же NURBS-коллекции. Переходная кривая пристыкуется к обозначенному концу новой родительской кривой.
Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить смещенную кривую, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Offset Curve (Смещенная кривая), отличающийся от аналогичного свитка, появляющегося в режиме создания кривой, наличием кнопки Replace Base Curve (Заменить базовую кривую). Для замены родительской кривой щелкните на кнопке, а затем - на новой кривой из состава той же NURBS-кол-лекции. Смещенная кривая примет форму контура новой родительской кривой и разместится относительно нее на том же расстоянии, на каком размещался контур относительно прежней родительской кривой.
Процесс создания зеркальной NURBS-кривой
Рис. 13.153. Процесс создания зеркальной NURBS-кривой
Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить зеркальную кривую, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Mirror Curve (Зеркальная кривая), отличающийся от аналогичного свитка, появляющегося в режиме создания кривой, наличием кнопки Replace Base Curve (Заменить базовую кривую). Для замены родительской кривой щелкните на кнопке, а затем - на новой кривой из состава той же NURBS-коллек-ции. Зеркальная кривая превратится в зеркальную копию новой родительской кривой и разместится относительно нее на том же расстоянии, на каком она размещалась относительно прежней родительской кривой.
После выбора родительских кривых (а) строится NURBS-кривая среза (б)
Рис. 13.155. После выбора родительских кривых (а) строится NURBS-кривая среза (б)
Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить кривую среза, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Chamfer Curve (Кривая среза), отличающийся от аналогичного свитка, показанного выше на рис. 13.154, наличием двух кнопок: Replace Frist Curve (Заменить первую кривую) и Replace Second Curve (Заменить вторую кривую). Для замены любой из родительских кривых щелкните на одной из этих кнопок, а затем -на новой кривой из состава той же NURBS-коллекции. Кривая среза пристыкуется к обозначенной точке новой родительской кривой.
Результат создания NURBS-кривой закругления
Рис. 13.157. Результат создания NURBS-кривой закругления
Если перейти на уровень подобъекта Curve (Кривая) и выделить кривую закругления, то в нижней части панели Modify (Изменить) появится свиток Fillet Curve (Кривая закругления), отличающийся от аналогичного свитка, показанного выше на рис. 13.156, наличием двух кнопок: Replace Frist Curve (Заменить первую кривую) и Replace Second Curve (Заменить вторую кривую). Для замены любой из родительских кривых щелкните на одной из этих кнопок, а затем - на новой кривой из состава той же NURBS-коллекции. Кривая закругления пристыкуется к обозначенной точке новой родительской кривой.